«Школьные годы чудесные – с дружбою, с книгой, с песнею…» Для того, чтобы наши дети пели, танцевали, творчески развивались и одновременно повышали свой культурный и интеллектуальный потенциал, необходимо в каждой школе – городской или сельской – создать привлекательные условия для проведения музыкальных занятий:
· выделить и обустроить помещение, соответствующее нормам и требованиям СанПиН (по площади, степени освещённости, электробезопасности, вентиляции и т. д.);
· оснастить его школьной мебелью согласно ГОСТ 22046-89, ГОСТ 18313-93, ГОСТ 19549-86, ГОСТ 11016-93. Все указанные государственные стандарты устанавливают специальные требования к местам хранения школьных принадлежностей, а также к типам и функциональным размерам столов и стульев для учителя и учеников.
· оборудовать кабинет музыки качественными техническими средствами обучения нового поколения;
· приобрести в необходимом количестве музыкальные инструменты для проведения практических занятий;
· подготовить учебно-методический комплекс для каждой ступени обучения;
· укомплектовать библиотечку кабинета нотной и музыкальной литературой, аудио- и видеоматериалами;
· и последнее в списке, но не последнее по значению: пригласить на работу неравнодушного, творческого и заинтересованного учителя музыки.
В потоке школьного образовательного процесса приобщению ребёнка к мировой музыкальной культуре отводится не так уж много времени – 35 академических часов в учебном году, то есть, всего один урок в недельном расписании. 45 минут (а в младших классах – 35 минут) – это, безусловно, мало, даже при повышенной интенсивности и насыщенности урока.
Полноценно освоить музыкальный инструмент или обучиться классическому вокалу за это время невозможно. Однако при правильной постановке дела даже такого короткого периода времени достаточно для того, чтобы освоить азы нотной грамотности, разучить и исполнить несколько музыкальных произведений, познакомиться с творчеством выдающихся исполнителей и композиторов, и самое главное, – воспитать любовь к качественной музыке различных жанров, стилей и направлений.
Оформление кабинета музыки
Идеальный кабинет музыки выглядит так, что, войдя в него, сразу же испытываешь эмоциональный подъем. Прежде всего, помещение должно быть светлым, уютным, оригинально оформленным и удобным для всех видов занятий, предусмотренных учебной программой.
На зрительное восприятие влияет, в первую очередь, цветовое решение отделки стен. В зависимости от того, куда выходят окна кабинета – на север или на юг – выбирается колер для окраски. Для северной стороны выбирают тёплые оттенки краски: бежевые, песочные, абрикосовые. Если окна смотрят на юг, то используют холодную гамму; подойдут неяркие тона голубого, серого, салатового цветов.
Оконные проёмы оформляют жалюзи. Мебель подбирают светлых оттенков дерева. Важно не перегрузить помещение предметами обстановки: оно должно оставаться функциональным, но при этом достаточно просторным и удобным для перемещения учеников во время занятий.
Планируя дизайн кабинета, следует избегать формального стиля. Напротив, надо постараться приблизить обстановку к домашней, ведь тёплая уютная среда помогает ученикам раскрепоститься и создать на уроке музыки активную творческую атмосферу. Этому же способствует и красочное, нарядное оформление всего пространства. Дополнительный домашний уют придаёт интерьеру использование живых горшечных растений.
Кабинет музыки – это многофункциональное помещение, поэтому в нём всегда устраивают подиум – подобие мини-сцены. На нём ребята выступают как с сольными номерами, так и в ансамблях, поют хором и разыгрывают музыкальные сценки. В такие моменты класс превращается в небольшой концертный зал со своими артистами и слушателями.
На передней стене, позади учительского стола, располагается школьная доска. Она должна иметь магнитные свойства, и в некоторых случаях (когда нет возможности установить проекционный экран) её часть окрашивается в белый цвет для показа кино- и видеоматериалов. Всё более распространенным становится и использование интерактивной доски.
Заднюю стену отводят для шкафов и стеллажей, в которых хранятся музыкальные инструменты, наглядные пособия, книги, сборники, учебно-методические разработки и т. д. Боковая стена напротив окон чаще всего используется для стендов, тематической наглядности и портретов выдающихся музыкантов.
Столы для учеников могут располагаться в два или три ряда. Для проведения интегрированных занятий, допускается установка столов по периметру кабинета, в виде буквы «П». Особое внимание уделяется оснащению и организации автоматизированного рабочего места учителя. Но об этом будет подробнее рассказано в следующем разделе.
Оборудование кабинета музыкиК разряду оборудования кабинета можно отнести учебно-практические принадлежности и технические средства обучения. К первым относятся музыкальные инструменты, которые на уроке используются как учителем, так и учениками. Для школьного кабинета музыки рекомендована следующая комплектация:
1. Фортепиано или аккордеон.
2. Клавишный синтезатор.
3. Скрипка.
4. Флейта.
5. Металлофон.
6. Народные инструменты:
· балалайка;
· деревянные ложки;
· бубен.
7. Ударно-шумовые инструменты:
· тамбурин;
· треугольник;
· трещотка;
· коробочка;
· колотушка;
· грематуха и другие.
8. Этнические инструменты:
· маракасы;
· кастаньеты.
Во время уроков ребята знакомятся с этими музыкальными инструментами, учатся распознавать их звучание в предлагаемых для прослушивания инструментальных пьесах, берут практические уроки игры и исполняют несложные произведения с их использованием. Все это очень нравится детям, а некоторым из них школьные уроки музыки дают стимул для дальнейшего профессионального освоения инструмента.
Музыкальное образование в современной школе имеет мало общего с теми временами, когда дети на уроках пения разучивали и пели песни под старый баян или аккордеон. Нынешний кабинет музыки напоминает полупрофессиональную студию. Здесь используется такое количество средств ТСО, что учителю следует хорошо разбираться в мультимедийной и компьютерной технике.
При достаточном финансировании образовательного учреждения рабочее место учителя оборудуется следующими техническими средствами:
· настольный компьютер или ноутбук (текстовая и видеоинформация, дистанционное обучение);
· периферийные средства (принтер, сканер);
· цифровой синтезатор (аккомпанемент, запись фонограмм);
· музыкальный центр (воспроизведение и запись на диски и аудиокассеты);
· мультимедийный проектор и экран (слайды, демонстрация видеосюжетов, тематическая презентация урока);
· звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, динамики, усилители);
· лазерная указка.
Продвинутый учитель виртуозно владеет всей этой техникой, активно используя на своих уроках ЦОРы и электронные учебные пособия. Детям очень нравятся такие уроки; они запоминаются и влияют на формирование интереса к музыкальной культуре.
Требования к кабинету музыки
Уроки в кабинете музыки направлены на развитие творческой реализации школьников, их культурному развитию и обнаружению индивидуальных способностей. Но эти цели были бы невыполнимы, если бы сама среда не соответствовала определённым критериям.
В соответствии с принятым в 2010 году Федеральным государственным образовательным стандартом ко всем кабинетам музыки в российских школах предъявляются унифицированные требования. Они касаются:
1. Санитарно-гигиенических условий:
· соблюдение всех предписаний СанПиНов;
· поддержание чистоты в кабинете;
· регулярное проветривание;
· контроль пожаробезопасности и т. д.
2. Материально-технического обеспечения:
· комплектация кабинета мебелью и стеллажами;
· обеспечение учебного процесса техническими средствами обучения;
· подключение к сети интернет и локальной сети;
· приобретение стендов, планшетов, плакатов и иной наглядности.
3. Комплектации учебно-методическими пособиями:
· закупка учебников, пособий, музыкальных сборников, обучающих дисков;
· поддержание и обновление нормативной базы, формирующей направления деятельности образовательного учреждения;
· оформление и содержание в надлежащем виде учебных программ.
4. Регламента работы заведующего кабинетом музыки:
· содержание помещения в соответствующем санитарно-гигиеническом состоянии;
· обеспечение исправности и сохранности ТСО и музыкальных инструментов;
· надлежащий уход за кабинетным имуществом;
· своевременное обновление учебно-методической базы;
· соблюдение правил безопасности и соответствующий инструктаж учащихся;
· ведение паспорта кабинета музыки.
Паспорт кабинета музыки по ФГОС
Паспорт кабинета музыки – это его характеристика по всем параметрам, начиная от планировки помещения и заканчивая мельчайшими деталями его технических особенностей. В паспорте кабинета указываются следующие данные:
· на каком этаже расположен кабинет;
· его площадь;
· тип отделочных материалов пола, потолка и стен;
· количество окон и дверей;
· виды и количество осветительных приборов;
· параметры температуры и влажности;
· средства защиты от возгорания;
· наличие медицинской аптечки;
· количество предметов мебельной обстановки (с инвентарными номерами);
· перечень ТСО, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту;
· список учебных и наглядных пособий и тому подобное.
Стенды для кабинета музыки
Для того чтобы уроки музыки были более эффективными, учителя часто пользуются проверенным продуктивным средством для привлечения зрительного внимания учеников – оригинальными настенными стендами. По желанию педагога и в зависимости от целей они могут носить как информационный, так и развлекательный характер. От того, какие материалы размещаются в ячейках и кармашках, стенды могут быть постоянными или временными.
Дизайнерами разработано множество моделей стендов для школ. Это и весёлые «Уголки музыки» для малышей и серьёзные информативные наглядные пособия для старших школьников. Периодическая смена материала, его интересная подача, необычные факты и истории из жизни музыкантов, тексты и ноты любимых песен притягивают внимание ребят, становятся предметом обсуждения с одноклассниками. «Цепляющие» материалы питают эмоции ребенка и надолго остаются в его памяти.
Конструкция стендов проста, они имеют небольшой вес, легко крепятся на любую стену и также легко демонтируются, если нужно поменять листок с информацией. Изготавливают школьные стенды из прочных безопасных пластиков. Конфигурация может быть любой – от привычного прямоугольника до затейливой формы какого-либо музыкального инструмента; например, скрипки. Для нанесения изображения используется высококачественная интерьерная печать.
Портреты русских композиторов для кабинета музыки
Ещё одним непременным атрибутом оформления кабинета музыки является линейка портретов русских и зарубежных композиторов. Стандартный комплект состоит из 35 портретов музыкальных гениев. Портреты выполняются в соответствии с ФГОС на высококачественной плотной белой бумаге формата А3 или А4. Под каждым изображением наносятся даты жизни (и смерти) музыканта и его фамилия, имя и отчество.
Фото предназначаются с целью познакомить детей с жизнью и творчеством великих музыкантов. Для оформления кабинета музыки рекомендованы следующие портреты наших соотечественников (в алфавитном порядке):
· Алябьев А. А.
· Балакирев М. А.
· Бородин А. П.
· Бортнянский Д. С.
· Глазунов А. К.
· Глинка М. И.
· Гурилёв А. Л.
· Даргомыжский А. С.
· Лядов А. К.
· Мусоргский М. П.
· Рахманинов С. В.
· Римский-Корсаков Н. А.
· Рубинштейн А. Г.
· Скрябин А. Н.
· Стравинский И. Ф.
· Танеев С. И.
· Чайковский П. И.