Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен в школьную программу для обучения детей правильному поведению в любых жизненных ситуациях. В классах учатся правилам безопасности в повседневной жизни, правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций, в том числе оказанию первой помощи и обороне.
Новая школьная программа в Российской Федерации предполагает деятельностный подход к изучению ОБЖ и наглядность, что в первую очередь относится к оснащению кабинетов. Наравне с учебными пособиями необходимо наличие тренажеров и материалов для отработки полезных навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ В КАБИНЕТЕ ОБЖ
Кабинет ОБЖ должен быть оснащен такой мебелью, как:
- стол и стул для учителя (возможно наличие трибуны для выступлений);
- столы и стулья для учеников;
- доска;
- шкафы и тумбы для хранения учебных пособий, стендов, раздаточных материалов.
Никаких специфических требований к мебели в кабинете ОБЖ нет. Однако использование медицинской кушетки для отработки навыков оказания первой помощи поощряется.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ КЛАССА ОБЖ
Система российского образования поощряет наличие интерактивных материалов на уроках ОБЖ. Эффективность подобного обучения в несколько раз выше обычного. Для обеспечения правильного процесса обучения в кабинете ОБЖ желательно применение следующих технических средств:
- проектора;
- интерактивной доски;
- компьютера;
- телевизора;
- проигрывателя.
- ТЕХНИЧЕСКИ ОСНАЩЕННЫЙ КЛАСС ОБЖ С ПРОЕКТОРОМ И НОУТБУКОМ
Многие учебные материалы распространяются в цифровом формате: аудиозаписи, видеофильмы, таблицы, документы, изображения и даже игры. Наличие таких данных на электронных носителях существенно расширяет возможности обучения, при этом экономит пространство в кабинете. Часть таблиц и плакатов можно хранить именно в электронном виде.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
В комплект пособий и оборудования должны входить материалы по пяти основным разделам:
- Здоровый образ жизни.
- Основы военной службы.
- Поведение в условиях ЧС.
- Медицинские знания и первая помощь.
- Комплекс проблем безопасности.
Все материалы делятся на 5 категорий:
- Плакаты, стенды. Относящиеся к основным разделам знаний ОБЖ тематические уголки, оснащенные плакатами и стендами с ключевыми данными по теме, станут незаменимыми помощниками в процессе обучения. Также данный вид пособий удобен в изучении классификаций, схем действий, демонстрации составных частей комплекта противогаза, так как обеспечивает великолепную наглядность.
- Брошюры, печатные пособия. Это оптимальный формат для раздаточных материалов, посвященных действиям в опасных ситуациях, порядку медицинской помощи, правилам безопасности. Желательно, чтобы количество брошюр и пособий соответствовало количеству учеников.
- Электронные пособия: фильмы, плакаты и прочее. Дети охотно усваивают информацию в виде фильмов, поэтому часть учебного материала можно подать в виде демонстраций: ПДД, профилактика наркомании, предотвращение травм, поведение на воде и при пожаре и др.
- Наборы слайдов. Это альтернатива плакатам, соответствующих темам уроков. Слайды могут полностью заменить стенды или использоваться в качестве дополнения.
- Оборудование для ОБЖ. Это наиболее важная часть учебного оснащения, так как дети получают возможность отработать полученные навыки. Желательно иметь в кабинете ОБЖ тренажер для проведения реанимационных действий, аптечку, противогазы, СИЗ, небоевое оружие (для демонстрации).
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕАНИМАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наличие интерактивных материалов позволит получить наглядное представление об опасных ситуациях, помочь распознать их в жизни. Демонстрация видео, особенно документального, дает понимание реальной картины событий и действий людей при ЧС.
Отработка на тренажерах приемов реанимации – единственная возможность получить практику, чтобы в будущем не растеряться в критической ситуации.
Учебное оборудование для ОБЖ прекрасно подходит для моделирования и ролевых игр при создании потенциально опасных ситуаций. Школьники могут проявить себя и применить знания по предмету, оказать медицинскую помощь и даже провести учебную спасательную операцию.